Для лучшего понимания работы двигателя необходимо сказать несколько слов о процессах, происходящих в камере сгорания двигателя. От протекания процесса сгорания зависит нарастание давления в цилиндре, что определяет мощность двигателя.
Результаты сгорания топлива, воспринимаемые в виде работы кривошипно-шатунного механизма, в первую очередь зависят от состава горючей смеси. Теоретически идеальным составом горючей смеси является
так называемый стехиометрический состав, т. е. такой, при котором в смеси содержится столько топлива и кислорода, что после сгорания в отработавших газах нет ни топлива, ни кислорода. Другими словами, сгорит все находящееся в камере сгорания топливо, а для его сгорания будет израсходован весь кислород, содержащийся в горючей смеси.
Если бы в камере сгорания был избыток воздуха (недостаток топлива), то избыток этот не смог бы помочь процессу горения. Однако он стал бы дополнительной массой газа, которую надо «прокачать» через двигатель и нагреть, используя для этого теплоту, которая без этой дополнительной массы повысила бы температуру и, следовательно, давление в цилиндре. Горючая смесь с избытком воздуха называется бедной.
Столь же неблагоприятен недостаток воздуха (или избыток топлива). Это привело бы к неполному сгоранию топлива и, как следствие, к получению меньшей энергии. Избыток топлива при этом будет пропущен через двигатель и испарится. Горючая смесь с недостатком воздуха называется богатой.
На практике для получения наибольшей мощности целесообразно использовать слегка обогащенную смесь. Это объясняется тем, что в камере сгорания всегда образуются локальные неоднородности состава горючей смеси, возникающие из-за того, что невозможно добиться идеального перемешивания топлива с воздухом. Оптимальный состав смеси может быть определен только опытным путем.
Объем горючей смеси, засасываемой каждый раз в цилиндр, определяется рабочим объемом этого цилиндра. А вот масса воздуха, находящегося в этом объеме, зависит от температуры воздуха: чем выше температура, тем меньше плотность воздуха. Таким образом, состав горючей смеси зависит от температуры воздуха. Из-за этого необходимо «настраивать» двигатель в зависимости от погоды. В жаркий день в двигатель поступает теплый воздух, поэтому для сохранения соответствующего состава горючей смеси необходимо уменьшить подачу топлива. В холодный день масса поступающего воздуха возрастает, поэтому надо подавать больше топлива. Надо заметить, что на состав горючей смеси влияет также влажность воздуха.
Вследствие всего этого температура даже идеального в данных условиях состава смеси значительно влияет на степень наполнения кривошипной камеры. В постоянном объеме картера при более высокой температуре масса горючей смеси будет меньше и, тем самым, после ее сгорания в цилиндре будет более низкое давление. Из-за этого явления элементам двигателя стараются придать такую форму, особенно картеру (оребрение), чтобы добиться их максимального охлаждения.
Горение смеси в камере сгорания происходит с определенной скоростью, за время горения коленчатый вал поворачивается на определенный угол. Давление в цилиндре нарастает по мере горения смеси. Целесообразно получение наибольшего давления в тот момент, когда уже начался рабочий ход поршня. Чтобы этого добиться, смесь надо зажигать несколько раньше, с определенным опережением. Это опережение, измеряемое углом поворота коленчатого вала, называется углом опережения зажигания. Часто опережение зажигания удобнее измерять расстоянием, которое осталось пройти поршню до верхней мертвой точки.