Производители современных скутеров в качестве передней подвески часто используют телескопическую вилку, хотя всего 20 лет назад предпочтение отдавалось рычажной (маятниковой), как наиболее надежной и энергоемкой.
Именно передняя подвеска принимает на себя основной удар при прохождении неровностей и выбоин во время движения скутера. Передняя подвеска отвечает также за управляемость при прохождении поворотов и определяет устойчивость скутера на дороге.
Рассмотрим каждый из типов передних вилок, используемых на скутерах, определим их преимущества и недостатки.
Рычажная вилка.
Такой тип передней подвески был наиболее популярным в прошлом. Достаточно сложная конструкция обусловлена применением нескольких рычагов, а сама вилка может быть как односторонней, так и двухсторонней. Рассмотрим преимущества и недостатки рычажной (маятниковой) вилки.
Недостатки:
- Рычажная вилка дороже в производстве.
- Более тяжелая.
- Во время прохождения поворотов на скорости, скутер невозможно эффективно контролировать из-за «подруливания».
- При резком торможении передним тормозом, скутер сильнее заваливается вперед.
- При износе деталей передней рычажной вилки, например, втулок, и неимении ремонтного комплекта, ремонт конструкции обойдется дороже замены перьев у телескопической вилки.
- Более громоздкая.
- Использование дискового гидравлического тормоза требует дополнительных рычагов для установки тормозного суппорта.
- Детали необходимо периодически смазывать.
Преимущества:
- Энергоемкость. Рычажная вилка лучше отрабатывает неровности.
- Скорость работы.
- Идеальна для сельской местности, так как воздействие пыли и грязи тут сведено к минимуму.
- Долговечна.
Скутер с телескопической вилкой
Телескопическая передняя подвеска используется практически на всей современной двухколесной технике. Это наиболее универсальный тип вилок, однако и без недостатков тут не обошлось. Рассмотрим преимущества и недостатки телескопической вилки.
Недостатки:
-Телескопическая вилка (по крайней мере та, что установлена на скутерах не премиум сегмента) не способна также быстро отрабатывать неровности.
- Эксплуатация скутера в запыленной местности быстро приводит к износу пыльников и попаданию пыли внутрь перьев, после чего в течение сезона амортизирующие свойства подвески нивелируются.
- Постоянная эксплуатация скутера вне города, где качество дорог далеко от идеала, приводит к быстрому износу компонентов.
- Более дорогие масляные телескопические вилки (китайские скутеры не в счет) переживают грунтовку и выбоины куда более лучше, но все же не так хорошо, как в случае с рычажными (маятниковыми) вилками.
- Больше склонна к деформациям.
Преимущества:
- Телескопическая вилка идеальна для города.
- Дешевле в производстве.
- Легче.
- Эффективно проходит повороты, даже на скорости.
- Минимальное количество деталей в конструкции.
- Эстетичный внешний вид.
- Не так сильно реагирует на резкие торможения, как в случае с рычажным аналогом.
- Скутер более устойчив.
- При износе деталей, легко можно купить и поменять перья, после чего вилка становится новой. В рычажной же системе замене подлежат лишь пружины, а вся конструкция и дальше подвергается износу, впрочем, это не так важно на начальном этапе.
Особенности:
Телескопическая вилка больше склонна к деформациям, поэтому при первом же обнаружении отклонения от параллели в расположении перьев, следует прибегнуть к ремонту. Качественное выравнивание перьев для дальнейшей эксплуатации возможно только в ремонтной мастерской.
Степень износа телескопической вилки определяется наличием люфта между верхними и нижними трубами перьев, либо отсутствием рабочего хода вообще из-за наличия грязи или ржавчины внутри перьев.
Ремонт вилки.
Если вы решили произвести ремонт передней телескопической вилки скутера самостоятельно, следует внимательно изучить конструкцию соединения труб, так как она может разниться в зависимости от модели скутера и личных предпочтений производителя. Так, внешняя и внутренняя труба перьев могут быть соединены стопорным кольцом (наиболее часто), подобраться к которому можно после оттягивания резинового уплотнения. Внешняя и внутренняя труба может быть связана также посредством вертикального либо горизонтального болта, который стягивает или фиксирует их. Вариантов соединения может быть много. Перед разборкой перьев передней вилки следует внимательно изучить конструкцию передней подвески, воспользовавшись руководством по эксплуатации и ремонту конкретно вашей модели скутера.
Важно помнить, что конструкция телескопической вилки определяет наличие внутри перьев жесткой пружины, поэтому разборку следует производить аккуратно, дабы не получить травмы.
Следите за расположением каждой детали (шайбы, прокладки, направляющие и т.д.), сборку производите строго в обратном порядке. Все детали перед установкой на место нужно отмыть от пыли и грязи в бензине.
Если вилка масляная, масло перед разборкой нужно слить. Количество вновь залитого масла должно быть в рамках, указанным производителем. Если масла будет недостаточно, качество работы передней подвески может снизиться. Переизбыток также негативно скажется на адекватности отработки неровностей, пружинящих и амортизирующих качествах.
Постоянно следите за работой каждого из пера. Они оба должны работать в одинаковой плоскости, без заеданий и перекосов.
Нужно понимать, что в зависимости от модели скутера, его ценника, срока эксплуатации, манеры езды и места эксплуатации зависит множество факторов. Так, например, передняя подвеска бюджетного китайского скутера, пусть даже гидравлическая, может прослужить меньше по времени аналогичной сухой на японских или европейских скутерах. Эксплуатация скутера в сельской пыльной местности на грунтовых дорогах может «убить» телескопическую вилку за один сезон, причем даже на скутерах именитых брендов. В таких случаях лучше отдать предпочтения скутерам с маятниковой (рычажной) передней подвеской.
Помните, своевременное обслуживание скутера и бережная эксплуатация позволит вам продлить срок службы любого механизма в несколько раз. Если же пришло время ремонта, используйте только качественные детали.