Если бы мне платили 1грн, каждый раз, когда я слышу вопрос о правильном весе роликов вариатора, подборе пружинок сцепления, передаточном отношении редуктора, или еще какой либо вопрос о трансмиссии скутера с системой на основе клиновидного ремня и вариатора то я был бы миллионером.
И так попробуем разобраться, что же такое эта за трансмиссия двухтактного скутера и с чем ее едят. Как нам известно (надеюсь что это так) из курса физики еще со школы есть такая центробежная сила и если раскрутить ведро с водой то эта сила заставит воду остаться в ведре несмотря на то что оно будет в процессе вращения находится раз за цикл вращения в положении «вверх ногами».
Именно центробежная сила при наборе оборотов выталкивает ролики вариатора на больший радиус вращения, меняя передаточное отношение, и именно она заставляет работать центробежное сцепление, а это значит, что как минимум один памятник скутеристы мира задолжали этой великой силе.
Итак, возьмем мотор двухтактного скутера (Yamaha Jog) и представим себе его работу. На холостых оборотах ролики покоятся на самом минимальном радиусе и клиновидный ремень, который они выталкивают тоже. Добавляем газ и обороты растут, а ролики под действием центробежной силы начинают движение в своих постелях выталкивая клиновидный ремень и меняя, таким образом, передаточное отношение что в свою очередь увеличивает скорость вращения заднего колеса и естественно скорость передвижения скутера. В стандарте 2т мотор имеет трубу с определенным коэффициентом сопротивления что способствует правильной работе мотора. Ведь если сопротивления в трубе нет то часть свежей смеси успеет покинуть камеру сгорания и мощность будет теряться а топливо расходоваться впустую. У всех моторов есть своя определенная кривая мощности. Скажем стандартный мотор Ямахи Джог развивает мощность в 1л.с. при 4000об а при 8000об достигает своей максимальной мощности в 7л.с и далее крутить его не выйдет так как стандартная труба не позволяет набрать обороты выше (коммутатор в расчет не берем считаем что огран. в нем нет). Для того чтобы скутер нормально трогался с места сцепление должно начинать схватывать в районе 4000об где мотор уже имеет достаточно силы сдвинуть скутер с места и не заглохнуть, а ролики должны иметь такой вес который будет заставлять их начинать свое движение на верхние радиусы начиная с 5000об где сцепление уже полностью вошло в зацепление с колоколом и мотор имеет достаточно лошадиных сил для переключения передаточного отношения в пользу скорости. Если вес роликов верный то они начнут свое движение в момент когда мотор будет иметь достаточно мощности для разгона скутера и закончат движение вытолкнув ремень на максимальные обороты при достижении мотором своего максимума 8000об. Если ролики легче чем необходимо мотору то они начнут движение позже и старт скутера станет более динамичным но при 8000об они не достигнут верхнего радиуса так как для этого обороты должны быть 9000об а мотор неспособен их развить и максимальная скорость будет утеряна. Если же они слишком тяжелые то они начнут свое движение раньше и будут менять передаточное отношение трансмиссии тогда когда мотор к этому еще не готов скажем на 3000об, из за этого старт произойдет как на повышенной передаче и скутер будет разгонятся заметно медленнее но разгонится до положенной максимальной скорости так как ролики выйдут на максимальный радиус. Из этого всего вывод один ролики должны быть не легче и не тяжелее они должны соответствовать мощностной характеристике мотора дабы трансмиссия могла максимально правильно реализовывать потенциал мотора. Как же подобрать верный вес роликов? Все очень просто надо купить несколько комплектов роликов с разницей в пол грамма и пробовать их ставить от тяжелого к легкому. Вы постепенно дойдете то того веса роликов с которым динамика разгона хороша но немного упала максимальная скорость значит необходимо вернутся к предыдущему комплекту на пол грамма тяжелее и возможно доработать его облегчив скажем каждый ролик на 0.1-0.2гр или оставить все как есть без очень точной настройки этот комплект все равно будет работать очень хорошо. Теперь рассмотрим вариант с мотором 2т подвергшимся тюнингу посредствам резонансной выхлопной системы. Резонатор позволяет не создавая сопротивления на выпуске для выхлопных газов возвращать свежую смесь успевающую покинуть камеру сгорания обратно благодаря удару резонансной волны. Это позволяет поднять максимальные обороты мотора. Но такая выхлопная система действует в довольно коротком диапазоне оборотов мотора и чем короче этот диапазон тем ярче эффект от трубы. Но из-за отсутствия сопротивления на выпуске и отсутствия резонансного эффекта на низких оборотах часть смеси покидает камеру сгорания и мощность на этих низких оборотах мотора падает. То есть раньше на 4000об мы имели 1л.с а теперь она появляется только на 6000об, в чем же смысл тюнинга? В том что 2т мотор способен наращивать мощность в зависимости от оборотов почти линейно то есть чем выше обороты тем выше мощность. И что бы старт с такой выхлопной системой остался резвым необходимо перенастроить центробежное сцепление с 4000об на 6000об заменив пружинки колодок сцепления на более жесткие. Ролики должны тоже похудеть ведь раньше они начинали свое движение на 5000об а теперь это должно происходить с 7000об, а за счет того что эта труба позволит развить не 8000об а 10000об ролики даже с меньшим весом вытолкнут ремень на максимальный радиус и максимальная скорость не только не упадет но и вырастет за счет увеличения мощности и оборотов мотора.