Все современные двухтактные скутеры, независимо от страны изготовителя, оборудованы системой раздельной смазки. Они сами умеют смешить требуемое количество масла к бензину, причем зависимости от скорости движения, они увеличивают либо уменьшают подачу. Про четырехтактные скутеры в этой статье говорить не будем, так как система смазки там абсолютно иная и требует отдельного обзора.
Если помните, в начале на мопедах Карпаты, Дельта и прочих аппаратах советского производства такого не было, и масло заливалось непосредственно в бензобак. О качестве масла никто не задумывался и лили, как правило, вообще четырехтактное масло, которое никак не предназначено для этих целей.
С приходом японской б\у техники, все узнали о бензонасосе и масло насосе, которые на нашу технику не устанавливали.
Масло насос призван облегчить эксплуатацию скутера и позволяет избежать ошибок. Система очень проста и интуитивно понятна. Рычажок масляного насоса соединен при помощи троса с ручкой газа (не на всех скутерах). Поворачивая ручку газа, вы одновременно поднимаете иглу карбюратора и прокручиваете рычаг масляного насоса (большинство скутеров Honda). Благодаря такой простой конструкции, количество масла в двигатель подается всегда в соотношении с нагрузкой.
Некоторые производители устанавливают масло насосы возле вариатора, соединяя их с коленвалом, что довольно не практично. Более того, встречаются китайские скутеры, где эта деталь установлена в районе заднего редуктора, и производительность насоса напрямую зависит от оборотов заднего колеса. Такой подход вызывает сомнения, так как при работе двигателя на холостых оборотах, например при стоянке на светофоре, в двигатель масло не поступает.
Осматривайте периодически маслопроводы на наличие подтеков и дефектов. На некоторых скутерах вы можете обнаружить также масляный фильтр. Функция масляного фильтра, я думаю ясна всем, он предназначен для очистки поступающего в двигатель двухтактного масла. Фильтр может быть установлен как в магистрали, так и сразу под баком, или даже в баке. Часть скутеров не оборудуются такими фильтрами, и если вы его не обнаружили, не стоит беспокоиться.
Если же все таки такой масляный фильтр у вас установлен, на забывайте проверять его, ведь если фильтр засорится перекроет ход маслу, возможны серьезные проблемы с двигателем. Достаточно проверять его один раз в 3-4 сезона. При обнаружении чрезмерного засорения, снимите масляный фильтр и промойте его в бензине. Наилучшим вариантом будет продуть его после этого компрессором.
Следует отметить важный момент. После снятия маслопровода и бачка, как правило масло в нем не остается. Вместо этого, трубки заполняет воздух. Если всю систему сразу подсоединить к масло насосу скутера, воздух в трубках останется и образует воздушную пробку. Если после этого вы зальете масло в бак и заведете скутер, вероятность того, что двигатель будет работать на чистом бензине очень велика, так как насос не в силах протолкнуть воздушную пробку. Последствия работы двухтактного скутера на чистом бензине, я думаю, вам известны.
Чтобы избежать этого, оставьте шланг со стороны масляного насоса не подсоединенной и залейте масло в бак. Спустя несколько секунд оно начнет выходить из не подсоединенного конца, но не спешите сразу ставить все на место. Подставьте под шланг подходящую посуду и добейтесь того, чтобы вытекающее масло не имело пузырьков и вытекало ровной струей. После этого подсоедините его к масло насосу.
На некоторых скутерах устанавливаются насосы, в которых предусмотрено удаление воздуха из системы при помощи отверстия, которое затягивается небольшим винтом. Открутите винт и дождитесь чистого масла, затем затяните винт.